Баннер
ГАЗЕТА
1
№ 381
27.06.2012 г.
ФОТО НЕДЕЛИ
fd_1.jpg
ПОГОДА ЗА ОКНОМ
Погода в Саратове
СЕГОДНЯ

Восход – 4.21 Заход – 20.31 Долгота дня – 16.09

День Черноморского флота

Именинники: Сергей, Василий, Максим, Никита, Яков.

Подробнее ...
ГОРОСКОП
ФОТОРЕПОРТАЖ
ВОПРОС ЮРИСТУ
Задай свой вопрос юристу газеты "Зеркало" и читай ответ в ближайших номерах издания!
АФИША
Репертуар: театры, цирк, Дом кино.
Подписка - 2012

Откуда берутся «плохие» дети
13.07.2011 11:17

rd_1Они мучают животных, дергают за волосы девочек и до крови бьют мальчиков. Почему дети проявляют жестокость и как этого не допустить?

 

8-­летний мальчик на детской площадке убил 3­-летнюю девочку. 10-­летний школьник ударил ножом родную бабушку. Кто эти дети? Прирожденные убийцы? Психологи считают, что такого явления не существует. Никто из нас не рождается изначально добрым или жестоким. Все эти проявления – результат воспитания.

Поведением маленького ребенка управляют его желания. Ребенок хочет что-то – он тянется к предмету и берет его. Ему хочется ударить – он бьет. Пока он не в состоянии управлять этими импульсами. Этот механизм усиливается «принципом удовольствия». Единственная цель поведения – как можно скорее получить то, что приносит радость. Без помощи взрослых ему не стать цивилизованным человеком. Как же ему помочь? Только воспитанием. И для мам с папами это, пожалуй, самая сложная работа, поскольку она не состоит из одних нотаций, но предполагает постоянное внимание и контроль.

 

Вопрос воспитания

Как же в обычных, повседневных ситуациях обучить ребенка правилам жизни среди людей? Ведь в человеческом обществе нельзя делать абсолютно все, что хочется. Нельзя оскорблять других, причинять им боль и тем более убивать. То есть надо научиться разрешать споры не кулаками, а с помощью слов. Ни у кого нет права посягать на чужое имущество. Поэтому отбирать игрушки у других запрещено, даже если этого очень хочется. 

Сексуальная жизнь также подчиняется правилам. Такие отношения запрещены между родителями и детьми, между членами одной семьи. И они возможны между людьми только с согласия каждого. Поэтому не стоит отмахиваться от жалоб воспитателя на то, что ваш сын вместе с двумя приятелями затащил девочку за веранду и стянул с нее трусики. Насилие начинается с малого.

Но работа родителей не ограничивается лишь тем, чтобы объяснить ребенку правила. Они должны следить, чтобы те выполнялись и чтобы за их нарушением следовало наказание. И в этом потребуется твердость, даже если проступок кажется безобидным, как часто бывает, когда ребенок маленький: «Да, он украл в магазине, но всего лишь жвачку…» Нарушая правило, ребенок всегда (бессознательно) стремится проверить: такое ли оно твердое, как ему говорили? Если взрослый наказывает, он таким образом подтверждает свои слова. Если не реагирует – он их дискредитирует.

 

Мучители или жертвы

Бытует мнение, будто агрессивному поведению дети учатся из фильмов и телепрограмм. Это неверно, возражают детские психологи. Не фильмы заставляют ребенка нападать на других детей, а отсутствие у него элементарных социальных навыков. Все эти мучители на самом деле жертвы своей семьи, которая оставила их без ориентиров, и общества, которое не стремится исправлять ошибки семьи. Не получив от родителей четкого запрета на жестокость, ребенок может усвоить необходимые правила в школе. Но это возможно лишь в случае, если драки будут не только поводом для наказаний, но и для обсуждений.

 

Понятия о жизни

Объяснять правила, следить за их выполнением и наказывать за нарушения – этого недостаточно, чтобы вырастить ребенка цивилизованным существом. Нужно научить его гуманному видению мира. А для этого ему необходимо усвоить три основных, очень важных понятия.

Во-первых, об особой ценности человеческой жизни. Ребенок сможет это усвоить, только если ему удалось, благодаря родителям, осознать собственную ценность.

Во-вторых, о том, что другой человек может страдать. Здесь также важно, каким будет отношение его родителей друг к другу, к нему самому и к другим людям. Легко ли представить себе боль другого существа ребенку, который видит, как отец бьет его мать?

В-­третьих, о смысле человеческих правил и законов: они нужны не для того, чтобы ограничивать желания ребенка, но прежде всего – чтобы защищать его жизнь и жизнь других людей.

 

Разные способы

Даже если ребенок будет понимать, «что такое хорошо и что такое плохо», его «плохие» желания никуда не денутся. Необходима дополнительная работа, чтобы научить его находить для них приемлемые способы удовлетворения, которые не противоречат законам общества. И повседневная жизнь дает для этого массу поводов.

Например, 3­летний ребенок хочет узнать, как устроена внутри рыбка, и пытается достать ее из аквариума, чтобы разрезать пополам. Это логично: он же разбирает игрушечные машинки – почему не разобрать рыбку? Родители запрещают это, объяснив, что живой рыбке будет больно и что она умрет. Можно ли на этом остановиться? Нет, потому что остается желание, которое ребенок не смог реализовать. Важно предложить ему сделать это по­-другому: прочитать вместе с ним книгу о рыбках, посмотреть научно­-популярный фильм. Поступая таким образом, родители показывают ребенку, что принимают его желания. Но они учат его осуществлять их цивилизованно.

Малышу больше не захочется ловить рыбку. Зачем, если в книжке есть сотня других?

А что бы произошло, если бы родители позволили провести опыт с рыбкой? Наверняка позже ребенок, предоставленный самому себе, стал бы находить удовольствие в том, чтобы мучить и других животных (рыбка смешно извивается, а котенок еще и пищит!). Ведь если родители не вмешиваются, значит, его поведение их устраивает. Жестокость начинается в тот момент, когда ребенок чувствует удовлетворение от того, что он получил желаемое, и одновременно замечает, что другое живое существо при этом страдает. И затем, когда ему снова захочется почувствовать свое превосходство, он вновь станет искать жертву. Так возникает привычка улучшать свое самочувствие лишь за счет других.

 

P.S.

Ребенок с жестоким или асоциальным поведением, конечно, не является носителем какого-­то особого гена жестокости. Это обычный малыш, но с радикальной нехваткой воспитания. А иногда и с более серьезными проблемами. Потому что дети часто учатся жестокости у взрослых, которые проявляют агрессию как к самому ребенку, так и к другим людям.

Жестокие поступки ребенка или подростка должны быть не только наказаны. Для взрослых это сигнал, что жизнь ребенка вышла из нормального русла.

Ольга КРЫЛОВА

 
© Все права защищены. Использование материалов сайта возможно только
при наличии активной гиперссылки на источник.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях.
Редакция не предоставляет справочной информации.