Баннер
ГАЗЕТА
1
№ 381
27.06.2012 г.
ФОТО НЕДЕЛИ
fd_1.jpg
ПОГОДА ЗА ОКНОМ
Погода в Саратове
СЕГОДНЯ

Восход – 4.21 Заход – 20.31 Долгота дня – 16.09

День Черноморского флота

Именинники: Сергей, Василий, Максим, Никита, Яков.

Подробнее ...
ГОРОСКОП
ФОТОРЕПОРТАЖ
ВОПРОС ЮРИСТУ
Задай свой вопрос юристу газеты "Зеркало" и читай ответ в ближайших номерах издания!
АФИША
Репертуар: театры, цирк, Дом кино.
Подписка - 2012

Столыпина убила кисть Репина?
29.06.2011 11:26

gl_12 июля 1909 года Саратовская городская дума единогласно постановила сделать нашего земляка Петра Столыпина почетным гражданином города «за его постоянную и неизменную поддержку в вопросе об учреждении университета» – так звучало в официальном документе. Кроме этого, в знак благодарности депутаты решили «поместить его портрет в зале городской думы». Портрет был заказан величайшему русскому художнику. Это было фатальное решение…

 

К тому моменту Илья Репин был не просто известен – он был живой легендой! Из-под его кисти уже вышли «Бурлаки на Волге», «Не ждали», «Иван Грозный и его сын» (которую часто неправильно называют «Иван Грозный убивает своего сына») и «Запорожцы» (те самые, что пишут письмо турецкому султану). Кстати, последний шедевр принес автору невероятное богатство: на юбилейной выставке художника в 1891 году картина была продана за… 35000 рублей! Баснословная по тем временам сумма (ведро водки тогда стоило около одного рубля, и если, исходя из этого, переводить на современные деньги, цена полотна получится порядка 35 миллионов рублей). Даже тогдашний «олигарх» Третьяков, который скупал картины Репина для своей галереи, не смог выложить столько. Работу приобрел император Александр III.

И вот спустя 19 лет Саратовская городская дума заказала знаменитому художнику портрет Столыпина. Сколько денег выложили за эту картину и из каких фондов – история умалчивает. Но известны другие факты. 

 

Зловещая сила

На тот момент художник написал множество портретов: Толстого, Мусоргского, Тургенева, Маяковского, Сурикова, Менделеева, Лескова, Горького, Шишкина, Короленко… Быть увековеченным самим Репиным считалось большой удачей. До поры до времени. А потом настал период, когда знаменитости наотрез отказывались позировать гению. Тому была веская причина.

«Когда Репин писал мой портрет, я в шутку сказал ему, что, будь я чуть­-чуть суевернее, ни за что не решился бы позировать ему, – вспоминал позже писатель Корней Чуковский, – потому что в его портретах таится зловещая сила: почти всякий, кого он напишет, в ближайшие же дни умирает. Написал Мусоргского – Мусоргский тотчас же умер. Написал Писемского – Писемский умер. А Пирогов? А Мерси д'Аржанто? И чуть только он захотел написать для Третьякова портрет Тютчева, Тютчев в том же месяце заболел и вскоре скончался.

Присутствовавший при этом разговоре писатель­-юморист О. Л. д'Ор сказал умоляющим голосом:

– В таком случае, Илья Ефимович, сделайте милость, напишите, пожалуйста, Столыпина!

Все захохотали. Столыпин был в то время премьер-министром, и мы его ненавидели. Прошло несколько месяцев. Репин сказал мне:

– А этот ваш Ор оказался пророком. Еду писать Столыпина по заказу Саратовской думы».

 

Отказываться было неудобно

Однако свое согласие художник дал не сразу. Получив предложение написать портрет премьер-министра, Репин искал предлоги, чтобы увильнуть от заказа. Он выдвигал самые невероятные требования, которые ему должны были обеспечить для работы, но Саратовская дума выполняла все его прихоти, и настал такой момент, когда отказываться было неудобно. И Репин начал работать. Причем, несмотря на свои предубеждения (он тоже недолюбливал нашего именитого земляка), отнесся к картине с исключительным профессионализмом.

Столыпина (а он в тот момент находился на вершине власти) художник решил не изображать царедворцем в мундире статс-секретаря со всеми регалиями и орденами, а вздумал писать его в обычном повседневном костюме. Репин изобразил нашего земляка удобно сидящим в кресле – эта внешняя обыденность говорит о том, что живописца интересовала не столько государственная персона, сколько личность. Официальность портрету придают торжественный темно-красный фон и газета в руках героя. Во взгляде Столыпина Репин показал серьезность и самоуглубленность.

Художник писал премьер-министра в министерстве внутренних дел.

«Возвратившись после первого сеанса, – вспоминал Чуковский, – он рассказывал: «Странно: портьеры у него в кабинете красные, как кровь, как пожар. Я пишу его на этом кроваво-огненном фоне. А он и не понимает, что это фон революции…»

Едва только Репин закончил портрет, Столыпин уехал в Киев, где его сейчас же застрелили. Сатириконцы говорили смеясь:

– Спасибо Илье Ефимовичу!»

В 1918 году портрет поступил в саратовский Радищевский музей и с тех пор постоянно находится в нем.

Влад АЛЕКСЕЕВ

 
© Все права защищены. Использование материалов сайта возможно только
при наличии активной гиперссылки на источник.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях.
Редакция не предоставляет справочной информации.