Баннер
ГАЗЕТА
1
№ 381
27.06.2012 г.
ФОТО НЕДЕЛИ
fd_1.jpg
ПОГОДА ЗА ОКНОМ
Погода в Саратове
СЕГОДНЯ

Восход – 4.21 Заход – 20.31 Долгота дня – 16.09

День Черноморского флота

Именинники: Сергей, Василий, Максим, Никита, Яков.

Подробнее ...
ГОРОСКОП
ФОТОРЕПОРТАЖ
ВОПРОС ЮРИСТУ
Задай свой вопрос юристу газеты "Зеркало" и читай ответ в ближайших номерах издания!
АФИША
Репертуар: театры, цирк, Дом кино.
Подписка - 2012

10 «нельзя» для мам и пап
15.06.2011 12:46

rd_1Правил о том, как воспитывать ребенка, пригодных на все случаи жизни, не существует. Все дети разные. Каждое чадо уникально, уникальны и наши отношения с ним. Но есть вещи, которые противопоказаны при общении с любым ребенком без исключения. Речь идет о том, чего родителям делать категорически не рекомендуется.

 

Если мы хотим воспитать человека, которому присуща самодисциплина, нам надо в первую очередь развивать его самосознание, стремиться к тому, чтобы у ребенка сформировался положительный образ самого себя, и избегать всего, что его разрушает.

Чего греха таить, даже самые терпеливые родители время от времени в «расстроенных чувствах» все же пользуются недозволенными мерами, но нередко к ним прибегают просто по незнанию. Давайте запомним недопустимые в воспитании приемы так же хорошо, как мы помним заповедь «Не убий!»

Не унижайте ребенка!

Мы иногда запросто можем сказать: «А лучше ты ничего не мог придумать? У тебя вообще голова на плечах есть?» и т.д. Всякий раз, когда мы произносим что-либо подобное, мы разрушаем положительный образ сына или дочери.

Не угрожайте!

«Если ты еще раз сделаешь – ты у меня получишь!», «Если ты еще раз стукнешь братика, я тебя...» Каждый раз, когда мы так говорим, мы учим ребенка бояться и ненавидеть нас. Угрозы совершенно бесполезны – они не улучшают поведения.

Не вымогайте обещаний!

Хорошо знакомая ситуация. Ребенок провинился, а мама ему говорит: «Пообещай, что больше никогда так делать не будешь», – и получает, конечно, клятву. А через полчаса чадо повторяет свою проделку. Мама обижена и расстроена: «Ты же обещал!» Она просто не знает, что обещание ничего не значит для маленького ребенка. Обещание, как и угроза, относится к будущему. А малыш живет только в настоящем. Если он чувствителен и совестлив, то вымогание обещаний будет развивать в нем чувство вины, если же он не чувствителен, это только научит его цинизму: слово – одно, а дело – совсем другое.

Не опекайте излишне!

Это умаляет значимость ребенка в его собственных глазах. Излишняя опека приучает к мысли, что сам он ничего не может. Многие родители недооценивают возможностей детей что­либо делать самостоятельно. Примите как девиз: «Никогда не делай за ребенка то, что он может сделать сам».

Не требуйте немедленного повиновения!

Представьте, что муж говорит вам: «Дорогая, брось все дела и сию же минуту приготовь мне кофе». Как вам это понравится? Точно так же вашему ребенку не нравится, когда от него требуют, чтобы он немедленно оставил свое занятие. Лучше предупредить его заранее: «Минут через десять будем обедать». Тогда мы вполне можем позволить ему немного поворчать: «Ой, мам! Я еще поиграю». Слепое безоговорочное подчинение характерно для марионетки, но оно не способствует формированию независимого, самостоятельного человека.

Не потакайте ребенку!

Речь о вседозволенности. Дети сразу почувствуют, что родители боятся быть твердыми, когда чада переступают границы дозволенного, боятся сказать «нет». Это вселяет в отпрысков уверенность, что все правила резиновые: стоит немножко поднажать – и они растянутся. Такое может срабатывать в рамках семьи, но за ее пределами ребенка ждут горькие разочарования. Потакать ребенку – значит, лишать его возможности вырасти приспособленным к жизни человеком.

Будьте последовательны!

В субботу у мамы хорошее настроение, и она разрешает сыну нарушать все правила или какие-то из них. В понедельник, когда он делает то же самое, она кричит и ругается. Представьте себя на месте своего чада. Как бы вы научились водить машину, если бы в понедельник, вторник и четверг красный свет означал «стоп», а в среду и субботу – «можно продолжать движение»? Детям необходима последовательность в требованиях. Они должны знать, чего от них ждут. Беспорядочность в разрешениях и запретах этому не способствует.

Не требуй того, что не соответствует возрасту ребенка!

Если вы ждете от своего 2-­летнего малыша, чтобы он слушался, как 5­летний, то этим вы провоцируете у него неприязнь к вам. Вы требуете от него зрелости поведения, на которую он еще не способен – это плохо сказывается на развитии его самосознания.

Не морализируйте и не говорите слишком много!

Каждый день тысячи слов порицания выплескиваются на наших детей. Если все их записать на магнитофон и прокрутить мамам, они будут поражены. Чего только родители не говорят своим детям! Угрозы, насмешки, ворчание, целые лекции о морали... Под влиянием словесного потока ребенок «отключается». Это для него единственный способ защиты и он быстро его осваивает. А поскольку отключиться полностью он не может, то испытывает чувство вины, а это развивает отрицательную самооценку.

Не лишайте ребенка права оставаться ребенком!

Представьте себе, что вы – педагогический гений и воспитали образцового ребенка: тихого, всегда уважительного к взрослым, который никогда не бунтует и не выходит из­-под контроля, делает все, что взрослые от него хотят. У него нет отрицательных чувств к чему-­либо и к кому­-либо, он высокоморален, совестлив и аккуратен, никогда никого не обманывает. Но, может быть, тогда мы имеем дело с маленьким взрослым? Психологи считают, что «образцовый» ребенок – не счастливый ребенок. Это ребенок под маской. Он спрятал свое «я» под оболочку, а внутри у него очень серьезные эмоциональные проблемы.

Воспитывая детей, развивая их самодисциплину, давайте не забывать, что они все-таки дети.

Ольга КРЫЛОВА

 
© Все права защищены. Использование материалов сайта возможно только
при наличии активной гиперссылки на источник.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях.
Редакция не предоставляет справочной информации.