Баннер
ГАЗЕТА
1
№ 381
27.06.2012 г.
ФОТО НЕДЕЛИ
fd_1.jpg
ПОГОДА ЗА ОКНОМ
Погода в Саратове
СЕГОДНЯ

Восход – 4.21 Заход – 20.31 Долгота дня – 16.09

День Черноморского флота

Именинники: Сергей, Василий, Максим, Никита, Яков.

Подробнее ...
ГОРОСКОП
ФОТОРЕПОРТАЖ
ВОПРОС ЮРИСТУ
Задай свой вопрос юристу газеты "Зеркало" и читай ответ в ближайших номерах издания!
АФИША
Репертуар: театры, цирк, Дом кино.
Подписка - 2012

Способный, но ленивый
18.05.2011 10:43

rd_1В раннем детстве вашего малыша все называли вундеркиндом. Как же! В три года сам по кубикам выучил буквы, в пять лет пересказывал близко к оригиналу сказки Пушкина. Тестирование в престижную гимназию прошел с легкостью и первый год учился взахлеб… А потом что-то случилось. Успеваемость все ниже и ниже, в класс он идет с неохотой. И вот учительница уже намекает, что если так будет продолжаться и дальше, то школу придется менять: «У нас такая сложная программа, а он, конечно, способный, но уж очень ленивый…»

 

Так что же произошло в жизни ребенка, что из отличника он превратился сначала в хорошиста, а потом скатился и до троек? Родители в недоумении, и сам малыш, привыкший к постоянным комплиментам, чувствует себя несчастным и потерянным.

Увы, такая ситуация – не редкость. Конечно, в каждом конкретном случае причины, выбившие кроху из колеи успеха, будут свои, иногда их целый комплекс, но детские психологи вычленяют среди них несколько стандартных, которые при желании можно устранить.

 

Зачем учиться?

Как ни странно это прозвучит для людей старше 30, но сегодняшние дети часто не хотят учиться по очень простой причине: они совершенно не знают, для чего это нужно. Есть такой очень хороший детский анекдот: «Приходит мальчик к маме и говорит: – Мама, скажи: «фунь». – Зачем это? – чувствуя какой-то подвох, подозрительно спрашивает женщина. – Ну ты просто скажи: «фунь». – А что хоть это значит? – Да ты не спрашивай ничего, просто скажи: «фунь!» – Да не буду я всякие глупости говорить! – Не будешь? Вот и не заставляй тогда меня учить английский!»

Наши дети не такие, какими были мы. Они живут в другой стране. Аргументы, которые мотивировали нас, до них не доходят. 15–20 лет назад отец говорил сыну:

– Подумаешь, учиться он не хочет! Должен, и все! Вот я, думаешь, хочу каждый день на завод идти?! Однако иду. Потому что должен. А ты должен учиться! 

И за этим парадоксальным утверждением и для отца, и для сына стояла реальность – все так жили. Ну, или большинство.

Для сегодняшних детей объявление о том, что они должны учиться, – пустой звук. Довольно сомнительны и заявления, будто, только учась, можно хорошо устроиться в жизни. Наши дети вовсе не глупы и каждый день видят людей, которые учились неважно и тем не менее прекрасно «устроены» в жизни.

Так что же делать? Единственный выход – каждый день, при каждом удобном случае показывать детям, что знания, образование делают жизнь человека интересней, расширяют границы доступного ему мира. Доступного не в плане – «взять и съесть», а в плане – «понять» и «управлять». И это может доставлять не меньшее, а зачастую большее удовлетворение, чем прямое обладание. Объяснять нужно на доступных ребенку примерах. Сейчас немногие дети хотят стать космонавтами, но многие мечтают о бизнесе, не представляя себе, что это такое. Объясните им. Сумейте доказать, что бизнес – это в первую очередь правильное понимание ситуации и поступков людей, а во вторую – управление всем этим в интересах дела. Сообщите им о том, что существует специальная наука, без которой никакой бизнес невозможен, но чтобы суметь ее усвоить, нужно хорошо учиться в школе.

 

Мне скучно

Другая причина, по которой часто не учатся вполне способные и даже одаренные дети, – это отсутствие интереса к учебе. Им просто неинтересно. Единственный выход в этом случае – подыскать школу или программу, адекватную возможностям ребенка. Вернется интерес к учебе – вернется и успеваемость.

 

Конфликты

Иногда успеваемость детей страдает из­-за конфликтов в школе. В средних классах (5–8) это встречается особенно часто. Ребенок претендует на роль лидера, но не имеет способностей вести за собой других. Или он попал между двумя «группировками», конфликтует с обеими сторонами. В класс пришел новый, не слишком общительный ученик, которого другие дети не приняли. Постепенно такой ребенок становится козлом отпущения – конечно, он не может хорошо учиться в такой обстановке. В этом случае необходимо проанализировать причины конфликтов с одноклассниками и обратиться к специалисту за индивидуальной или групповой терапией. И, конечно, ребенок очень нуждается в поддержке родителей, ведь это его беда, а не вина.

 

Перегрузки

Бывает, родители, движимые лучшими побуждениями, стараются дать своему чаду как можно больше: такие дети посещают не только школу, но и множество разных кружков. Все это им очень нравится, но возможности организма не безграничны. Ребенок может элементарно уставать от чрезмерно насыщенного событиями и информацией дня, и на уроки его уже просто не хватает. Проанализируйте, не слишком ли загрузили малыша. Может, имеет смысл отказаться от каких-то дополнительных занятий, чтобы у крохи появилось время просто поиграть и поболтать с друзьями.

 

Нет привычки трудиться

Труднее всех приходится в школе детям, действительно одаренным от природы. Пока он маленький, окружающие взрослые восхищаются его способностями много и часто. Но они забывают рассказать, что сами по себе способности являются достоинствами человека не больше, чем высокий рост, голубые глаза или кудрявые волосы.

Способности – еще не ресурс. Более того, иногда они даже мешают. Допустим, у малыша феноменальная память – он легко запоминает и пересказывает целые параграфы, но он не учится думать, анализировать, вычленять главное из прочитанного.

Ресурсом человека считаются не способности сами по себе, а лишь нечто достигнутое на основе этих способностей. Например, умение слушать других, развитое человеком на основе врожденного флегматического темперамента. Или умение красиво петь, достигнутое на основе врожденно сильного голоса. Или умение физически крепкого ребенка хорошо играть в футбол, разработанное в спортшколе или в дворовых футбольных баталиях.

Однако очень часто именно окружающие одаренного ребенка взрослые формируют у него превратное представление о том, что способности являются ценностью сами по себе, что ему самому делать ничего не надо. Наибольшая ценность в жизни маленького ребенка – любовь, похвала и поощрение со стороны значимых взрослых. Одаренные дети с самого раннего возраста имеют все это в избытке, не затрачивая абсолютно никаких сил. Естественно, они привыкают к такому положению вещей и не хотят менять свою позицию, когда появляются новые требования. Ведь он все тот же – способный, милый ребенок. Раньше им все восхищались, почему же теперь от него что-то хотят?

Чтобы исправить ситуацию, нужно разобрать вместе с ребенком его достоинства и недостатки, в том числе те, которые нельзя изменить усилием воли (если у малыша плохое зрение – с этим ничего не поделаешь). Когда вы начнете составлять список достоинств, обращайте внимание на те качества, которые появились благодаря его усилиям. Например, ребенок любознательный, он обожает ходить в музеи и узнавать что-то новое. Или малыш контактный, у него много друзей, которым он помогает с уроками. Или у него нестандартное мышление, поэтому он может решить пример не одним способом, а двумя-­тремя. Или он любит животных и поэтому сам ухаживает за собакой или рыбками. Когда он увидит себя с этих ракурсов и поймет, как может реализоваться в классе, никто не вспомнит учительский ярлык «способный, но ленивый».

Ольга КРЫЛОВА

 
© Все права защищены. Использование материалов сайта возможно только
при наличии активной гиперссылки на источник.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях.
Редакция не предоставляет справочной информации.