Баннер
ГАЗЕТА
1
№ 381
27.06.2012 г.
ФОТО НЕДЕЛИ
fd_1.jpg
ПОГОДА ЗА ОКНОМ
Погода в Саратове
СЕГОДНЯ

Восход – 4.21 Заход – 20.31 Долгота дня – 16.09

День Черноморского флота

Именинники: Сергей, Василий, Максим, Никита, Яков.

Подробнее ...
ГОРОСКОП
ФОТОРЕПОРТАЖ
ВОПРОС ЮРИСТУ
Задай свой вопрос юристу газеты "Зеркало" и читай ответ в ближайших номерах издания!
АФИША
Репертуар: театры, цирк, Дом кино.
Подписка - 2012

Как научить ребенка отстаивать свое мнение
27.04.2011 12:39

rd_1Это умение очень важно в жизни каждого малыша, начиная с самых ранних лет. Ребенок, не умеющий настоять на своем, не способный дать отпор, сказать «нет», часто становится жертвой жестокости сверстников и взрослых, имеющих недобрые побуждения. Мы уже не говорим о том, что из чрезмерно послушного, бесхарактерного дитя вырастет человек, которому в жизни придется очень туго.

 

Большинство детей проявляют характер с пеленок. Однако эти проявления не всегда радуют пап и мам, которым стремление малыша настоять на своем кажется обычными детскими капризами и признаками избалованности. Именно родители в желании любой ценой поддержать свой авторитет должны быть осторожны, чтобы не сломать эти хрупкие ростки личности.

Взрослые общаются с детьми преимущественно в форме распоряжений и инструкций: «помой руки, иди обедать», «убирай игрушки, ложись спать». И гораздо реже звучат фразы типа: что тебе приготовить сегодня на ужин? И лишь редкие родители задают вопрос: как ты думаешь, почему?

Задумайтесь, насколько мнение ребенка уважаемо и значимо в кругу семьи? Есть ли моменты, когда ребенок может принимать самостоятельные решения? Может ли малыш сам определить, с кем ему играть? Что надеть? Как провести свой день рождения? Какой мультфильм посмотреть? Если на все эти вопросы вы ответили «нет», есть повод задуматься и скорректировать свое поведение. 

 

СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА

Идеальная модель воспитания – это такой способ общения с ребенком, когда родители умеют давать дельные советы и ненавязчиво подталкивать к выбору верного решения, не теряя при этом доверительных отношений. Чтобы добиться этого, попробуйте выполнять следующие рекомендации:

– Постарайтесь показать ребенку, что вы его понимаете. Этот прием называют «отраженным выслушиванием». Он состоит из трех частей:

- демонстрируйте чаду, что вы слышите то, о чем он говорит. Например, словами «да», «конечно», вопросами «а что потом?», «и что же было дальше?» и т.д.; 

- позволяйте малышу выражать его чувства. Если ребенок замкнутый, помогите ему, сказав, например: «я обычно пугаюсь в таких случаях» или «я бы встревожился»;

- докажите ребенку, что правильно поняли его рассказ, например, коротко пересказав суть.

– Внимательно следите за лицом чада и его «языком тела». Часто ребенок уверен, что успешно скрывает свои эмоции (грусть, досаду, нетерпение и пр.). Но дрожащий подбородок или блеск глаз скажут вам иное. Когда слова не соответствуют «языку тела», всегда полагайтесь на последний. И не оставляйте свои наблюдения при себе: «Когда ты говоришь об этом, слезки на глазах появляются, наверное, это важно для тебя».

– Выражайте свою поддержку и поощрение не только словами. Это могут быть улыбка, похлопывание по плечу, кивок головой, взгляд в глаза, прикосновение к руке. Но только не похлопывайте и не гладьте по голове подростка: этот жест может быть расценен как пренебрежение или признак, что вы видите в нем ребенка.

Выбирайте правильный тон для ваших ответов. Безапелляционные или саркастичные фразы дети рас– ценивают как негативную оценку своих действий и замыкаются в себе.

– Используйте одобрительные фразы для поддержания разговора и показывайте вашу заинтересованность в нем. Например: «Вот это да!», «Да ну, не верю!», «Здорово!», «Надо же, я бы точно не догадался!».

– Если вы будете соблюдать эти простые рекомендации, ребенок сначала обретет свое собственное мнение внутри семьи, почувствует уважение к своим суждениям. А затем научится выносить его и в общение со сверстниками.

 

В ТЕМУ

Для каждого возраста есть свои игры, которые в ненавязчивой форме помогают детям формировать и отстаивать своё мнение.

Озорной двойник (для детей 4–7 лет) 

Ведущий договаривается с детьми о том, что они повторяют все его жесты, кроме одного, вместо которого делают свой, тоже заранее оговоренный жест (допустим, когда он подпрыгивает, они должны будут присесть). Тот, кто ошибется, выбывает из игры.

Детей 6–7 лет можно попросить индивидуализировать жесты. Каждый ребенок должен будет сделать что­то свое. То есть задача игрока усложняется – он должен не поддаться не только внушению ведущего, но и влиянию остальных участников. А это не так­то просто.

Отражение в зеркале (7–10 лет) 

Правила похожи: надо повторять жесты ведущего, но только изображая его двойника в зеркале. То есть, если ведущий поднимает правую руку, то его «отражения» левую. Кто ошибется – выбывает из игры. Игра трудная, поэтому задания нужно усложнять постепенно.

Пишущая машинка  (6–14 лет)

Взрослый ведущий распределяет между детьми буквы алфавита. Затем ведущий произносит слово, в котором есть эти буквы, а игроки «распечатывают» его на «пишущей машинке»: сначала хлопает в ладоши первая «буква», потом вторая и т.д. Если дети маленькие и их немного, выберите только несколько букв и складывайте из них короткие слова.

Дочки­матери (5–8 лет)

Застенчивой девочке полезно играть с мамой, которая будет исполнять роль дочки. Причем здесь маме не следует руководить игрой. Ее задача прямо противоположная: полностью подчиниться воле дочери, стараясь не привносить в игру привычных стереотипов семейных взаимоотношений. Задача не из легких. Так что держите себя в руках.

У кого больше доводов? (7–14 лет)

Ведущий произносит какое­либо утверждение, а игрок его подтверждает. Играть лучше всего вдвоем. Заметив, что ребенок затрудняется, тактично помогите ему наводящими вопросами.

Примеры утверждений:

- Читать полезно, потому что...

- Ссориться плохо, потому что...

- Уроки лучше делать быстрее.

- Лучше иметь много друзей, чем мало.

- Пятерка лучше четверки.

 

Важно

Критикуя – предлагай!

Один из элементов воспитания – указание на ошибки. Критиковать малыша можно по­разному. Под конструктивной критикой понимается предложение улучшить сделанное, под неконструктивной – негативная оценка проделанной работы.

Например, ребенок подметает пол в своей комнате, поднимая пыль столбом. Взрослый может сказать: «Да что же ты, безрукий, пылищу поднял? Мы же задохнемся!» А можно по­другому: «Если намочить веник, пыли будет гораздо меньше».

Чем отличаются эти фразы? После первой хочется бросить метелку и сказать: «Ну и убирайся сама!». Второй вариант не содержит уничижительной оценки и позволяет самому ребенку исправить ситуацию – он наверняка тоже видит пыль, но не знает, что можно сделать.

Ольга КРЫЛОВА

 
© Все права защищены. Использование материалов сайта возможно только
при наличии активной гиперссылки на источник.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях.
Редакция не предоставляет справочной информации.