Баннер
ГАЗЕТА
1
№ 381
27.06.2012 г.
ФОТО НЕДЕЛИ
fd_1.jpg
ПОГОДА ЗА ОКНОМ
Погода в Саратове
СЕГОДНЯ

Восход – 4.21 Заход – 20.31 Долгота дня – 16.09

День Черноморского флота

Именинники: Сергей, Василий, Максим, Никита, Яков.

Подробнее ...
ГОРОСКОП
ФОТОРЕПОРТАЖ
ВОПРОС ЮРИСТУ
Задай свой вопрос юристу газеты "Зеркало" и читай ответ в ближайших номерах издания!
АФИША
Репертуар: театры, цирк, Дом кино.
Подписка - 2012

Аткарская трава на Куликовом поле
10.03.2011 12:49

gl_2Гордость Третьяковской галереи, знаменитую картину «Утро на Куликовом поле», знают даже дети – ее можно найти на страницах школьных учебников. Но мало кому известно, что некоторые детали этого полотна были подсмотрены в окрестностях Аткарска Саратовской области. А один из героев картины списан с нашего земляка – известного архитектора.

 

Автор легендарной картины Александр Бубнов родился 4 марта 1908 года в Тбилиси – здесь его отец проходил военную службу. А по ее окончании он вместе с семьей перебрался под Аткарск, в село Бубновка, откуда были родом он сам и его жена.

Саше было на тот момент два года. Все детство и юношество он провел в наших краях. Будущий художник очень любил здешнюю природу, уклад местных жителей и в какой­то момент начал все это зарисовывать. Тягу мальчика к живописи заметили родители, и когда Саше исполнилось 11 лет, его отправили в аткарскую изостудию. Первым наставником будущего художника был простой учитель рисования Николай Федоров. Он­то и заметил в юноше талант. А чтобы его развить, обучал парня не только основам профильного ремесла, но и другим наукам – истории, этнографии. За время учебы Саша побывал на раскопке курганов древнего городища, где была обнаружена стоянка первобытных людей, ездил в глухие и отдаленные уголки аткарского края, знакомился с песнями и сказаниями, былинами и частушками. Видимо, отсюда и пошла его тяга к историческим мотивам. 

После окончания девяти классов аткарской школы Бубнов поступил в Московский художественно­технический институт и получил диплом профессионального живописца.

Первые работы нашего земляка были посвящены героическим событиям гражданской войны. За несколько лет он создал массу картин, но они не были особо популярны. Всенародная слава к нему пришла лишь в 1947 году, после того как был написан главный шедевр его жизни – «Утро на Куликовом поле».

Работать над этим полотном Александр Бубнов начал в самый разгар войны – в 1943 году. Ему очень хотелось изобразить подвиг русских воинов, и в качестве сюжета он выбрал легендарную битву на Куликовом поле, где столкнулось войско Дмитрия Донского и хана Мамая и которая положила конец монголо­татарскому игу на Руси.

Но задача оказалась непростой. Чтобы детально изобразить те события, нашему земляку пришлось изучить огромное количество исторических трудов и тщательно ознакомиться с бытом народа, обрядами и обычаями. Он ходил по базарам Москвы, покупал подходящий реквизит для будущей картины, в частности одежду, оружие. А вот варежки вязала его жена. Она же шила и рубашки.

«Однажды нас постигла большая удача, – писала позже супруга нашего земляка. – В одном из подвалов мы нашли очень странного человека, который был одержим накопительством старины. Он здесь жил и спал на каком­то топчане. И в его коллекции были уникальные вещи времен битвы на Куликовом поле – кольчуга, топорик и щит. Мы долго уговаривали его расстаться с этими раритетами, и в итоге он продал их нам за огромные деньги».

А потом со всем этим обмундированием Бубнов опять отправлялся на рынки, искал типажи простых русских мужиков. И подолгу уламывал их позировать ему в «доспехах» для картины.

Но настоящий клондайк типажей художник нашел уже после войны, когда поехал на Волгу. Здесь он увидел бригаду крестьян­рыбаков, которые поразили его: все кряжистые, косая сажень в плечах. С них­то живописец и срисовал большинство своих воинов. А еще одним из прототипов стал известный саратовский скульптор Александр Кибальников, автор знаменитого памятника Чернышевскому, что у Липок. Какой именно воин написан с него – доподлинно неизвестно, но внешне очень похож тот, что стоит в белом тулупе с топором в руках.

Есть на картине еще один момент, связанный с саратовскими краями: известно, что трава Куликова поля рисовалась с натуры под Аткарском. В ней явно угадываются высокие степные злаки, какие можно встретить в поймах Аткары и Медведицы.

 

P.S.

Писал свою легендарную картину Александр Бубнов 4 года. За эту работу он был удостоен Государственной премии и звания члена Академии художеств СССР и заслуженного деятеля искусств.

 

ЭТО ИНТЕРЕСНО

Знаменитая битва была в другом месте?

Легендарное Куликово поле находится между реками Непрядва и Дон, в 140 км от Тулы. Однако некоторые историки полагают, что битва на самом деле происходила совсем в другом месте.

Дело в том, в летописях нет никаких конкретных географических привязок к местности. Известно лишь, что рядом находилось какое­то селение – то ли Кулишки, то ли Куличики. Да еще Красный холм, где была ставка Мамая.

Второе, что смутило историков, – это само поле. Обычно все стародавние битвы происходили в ключевых точках: у подножия городских стен, на перевалах либо в морских портах. А тут вдруг в голом поле!

Кроме того, многочисленные раскопки на Куликовом поле не дали никаких результатов – ни захоронений, ни остатков оружия. Но павших­то всегда хоронили на поле битвы!

Зато все признаки легендарной битвы отыскались… в Москве, рядом с Симоновым монастырем. Во­первых, рядом с ним находится Таганский холм, который прежде назывался Красный. А чуть поодаль, у станции метро «Китай­город», церковь Всех Святых на Кулишках. То есть по названиям все сходится. А значит, поле битвы находилось где­то на берегу Москвы­реки, между Яузой и Красной площадью.

Когда в 70­х годах на территории электромашиностроительного завода «Динамо» начали возводить новые корпуса и копали под них котлованы, в земле обнаружились тысячи скелетов с остатками кольчуг! А в том сражении, как известно, погибло около 120 тысяч воинов.

 
© Все права защищены. Использование материалов сайта возможно только
при наличии активной гиперссылки на источник.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях.
Редакция не предоставляет справочной информации.