Баннер
ГАЗЕТА
1
№ 381
27.06.2012 г.
ФОТО НЕДЕЛИ
fd_1.jpg
ПОГОДА ЗА ОКНОМ
Погода в Саратове
СЕГОДНЯ

Восход – 4.21 Заход – 20.31 Долгота дня – 16.09

День Черноморского флота

Именинники: Сергей, Василий, Максим, Никита, Яков.

Подробнее ...
ГОРОСКОП
ФОТОРЕПОРТАЖ
ВОПРОС ЮРИСТУ
Задай свой вопрос юристу газеты "Зеркало" и читай ответ в ближайших номерах издания!
АФИША
Репертуар: театры, цирк, Дом кино.
Подписка - 2012

Ночные ведьмы: «рус фанер» (Часть 2)
11.04.2012 11:37

(Продолжение. Начало в № 14 (369) от 4 апреля 2012 года)

gl_1...Ветер отнес парашют к лесу. Шелковый купол зацепился за пихту, и Марина Раскова повисла в пяти метрах от земли. Она обхватила ногами дерево, перерезала стропы парашюта и спустилась на землю.

 

Вокруг – густой, непроходимый лес. Нигде не видно просвета. Над головой совсем низко пролетел ее самолет. Моторы не работали, слышна была только сирена, которая гудит на машине, предупреждая, что надо выпускать шасси. Потом все стихло.

Вдруг донесся выстрел. Затем второй, третий... Марина засекла по компасу направление выстрелов. Это была ее ошибка. Эхо от сопок отнесло звук в противоположном направлении, и Раскова пошла не туда.

 

От голода жевала березовые листья

Идти было очень тяжело. Сучья бурелома цеплялись за меховой костюм, приходилось переползать через поваленные на землю деревья.

На пятые сутки Раскова вышла к большому болоту, покрытому густой, высокой травой. Неосторожный шаг с кочки на кочку – и Марина провалилась. Сначала по пояс, потом по горло. Вода холодная, как лед. Первый раз за время скитаний она ощутила себя совсем одинокой. Никто не придет на помощь, надо спасаться самой. Вспомнила виденный когда-то фильм, героиня которого выбралась из болота с помощью палки. Раскова положила свою палку на несколько кочек и стала подтягиваться. С трудом удалось выбраться из воды.

В первый день, когда Раскова рассчитывала быстро добраться до самолета, она съела половину плитки шоколада. На вторые сутки решила быть экономнее и установила норму: четверть плитки. А под конец странствий в ее меню был один квадратик и одна мятная лепешка в день. Временами летчица находила клюкву и грибы, а когда голод становился нестерпимым, жевала березовые листья.

На седьмой день блужданий по тайге Раскова решила поджарить найденные ею два гриба и разожгла костер. От пламени вспыхнул валежник, загорелась трава и стволы сухих деревьев. Пришлось бежать от огня. В это время она услышала шум моторов. Это был искавший ее самолет.


 

 

Долгожданное спасение

Найти упавший самолет в дальневосточной тайге – дело нелегкое. И все же поисковая группа его обнаружила. Однако сесть на болото, на котором летчицы совершили вынужденную посадку, спасатели не смогли. Они покружились над местом ЧП, покачали в знак приветствия крыльями и улетели в Комсомольск-на-Амуре.

На следующее утро к месту посадки «Родины» прилетели еще два самолета. Летчики сбросили на парашютах резиновые сапоги, термосы с горячим какао, варенье, помидоры, шоколад, карту района, вымпелы с записками.

Весть о том, что экипаж «Родины» обнаружен, моментально разнеслась по стране. Но у потерпевшего крушение самолета летчики заметили только двух членов экипажа. Одной из девушек не было.

Через сутки к месту аварии прилетел еще один самолет и сбросил парашютистов. Спрыгнули два офицера и военный врач. К вечеру сюда пришли и пешие поисковые партии.

...Утром десятого дня Раскова увидела самолеты и отчетливо услышала выстрелы. Преодолевая сильную слабость, она пошла в направлении звуков, опираясь на палку. На ней был шерстяной свитер, одна нога в унте, вторая – босая.

Увидев Марину, люди, находившиеся около самолета, бросились ей навстречу. Товарищи хотели взять ее на руки, но она отказалась и сама дошла до крылатой машины...

Москва торжественно встречала отважных летчиц. Они прибыли в столицу на поезде. Первой из вагона вышла Гризодубова, за ней – Осипенко. Замыкала процессию Раскова – она несла в руках клетку, где прыгала белка. Это был подарок пионеров Комсомольска-на-Амуре, который Марина везла своей маленькой дочке.

 

«Хочу научиться летать»

Несмотря на то что полет не был завершен, экипаж отважных женщин все же установил мировой рекорд – до момента жесткой посадки в тайге они пролетели по прямой 5908,61 километра, находясь в воздухе 26 часов
29 минут.

За выполнение этого перелета, проявленные мужество и героизм всем членам экипажа было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина.

После этого полета Раскова снова вернулась преподавать в родную академию, но теперь уже мечтала о другой профессии – летчика. Ведь штурман, хотя и находился на борту самолета, непосредственно им не управлял. В его обязанности входило прокладывать курс, отмечать передвижение на карте и следить за исправной работой навигационных приборов. А Раскова хотела сидеть за штурвалом. И такой шанс ей выпал.

Как-то ее вызвал к себе начальник академии.

– За хорошую работу мы решили вас наградить, но не знаем чем, – сказал он. – Чего бы вы хотели?

Смущаясь, Марина ответила:

– Научиться летать самой.

Руководство возражать не стало, и девушка поступила в центральный аэроклуб в Тушине, где блестяще освоила профессию летчицы.

А вскоре началась война...

 

Приказано коротко постричься

В октябре 1941 года, когда фронт приближался к Москве, Раскова использовала свое положение и личные контакты со Сталиным, чтобы добиться разрешения на формирование не-обычных боевых частей.

– Я уверена, что девушки будут хорошо воевать, – уверяла Марина.

И руководство страны пошло ей навстречу.

Женский полк формировался в маленьком тогда городе Энгельсе в нашей Саратовской области. За три месяца упорного труда и бессонных ночей девушки-новобранцы прошли курс учебы, рассчитанный на три года. Ночной бомбардировочный полк был готов к отправке на фронт.

В составе его были только женщины – от командира до обслуживающего персонала. И первый приказ по полку обязывал весь личный состав... коротко постричься. Пожалуй, ни один приказ не выполнялся так неохотно, как этот: трудно было расставаться с косами и локонами. Но командир полка капитан Евдокия Бершанская была непреклонна.

Русские солдаты сразу прозвали необычную эскадрилью Дунькиным полком.

 

ПРОЩЕ ПАРЕНОЙ РЕПЫ

27 мая 1942 года полк прибыл на фронт. Его численность составляла 115 человек – большинство в возрасте от 17 до 22 лет. Первый боевой вылет женской эскадрильи состоялся 12 июня 1942 года.

Марина Раскова хотела лично повести подопечных в их первый бой, но не удалось – ей было поручено формировать новый женский полк.

А ее воспитанницы, между тем, проявляли чудеса героизма. За все время службы летчицами было сброшено почти 3 миллиона (!) килограмм взрывчатки и 26 тысяч зажигательных снарядов. По неполным данным, полк уничтожил и повредил 17 переправ, 9 железнодорожных эшелонов, 2 железнодорожные станции, 46 складов, 12 цистерн с горючим, 1 самолет, 2 баржи, 76 автомобилей, 86 огневых точек, 11 прожекторов. Это при том, что летали отважные барышни на таких самолетах, что страшно себе представить!

– Самолеты «По-2» не были предназначены для военных действий, – вспоминали летчицы. – Это был деревянный биплан с двумя открытыми кабинами, не способными защитить экипаж от пуль, с маломощным мотором, который мог развивать максимальную скорость 120 км/час. На самолете не было бомбового отсека, бомбы привешивались прямо под брюхом машины. Не было прицелов, мы создали их сами и назвали ППР (проще пареной репы).

Именно поэтому на задания они вылетали ночью – днем бы их моментально уничтожили немецкие истребители. До августа 1943 года летчицы даже не брали с собой парашюты, предпочитая взять вместо них еще 20 кг
бомб. Пулеметы на этих самолетах появились только в 1944 году. До этого единственным вооружением на борту были пистолеты ТТ.

Образ и оснащение наших летчиц очень точно подметили немцы, они прозвали русских девушек «ночные ведьмы» на «рус фанер».

 

P.S.

4 января 1943-го, сформировав на тот момент три женских полка, Марина Раскова, наконец, отправилась к своим боевым подругам, чтобы вместе сражаться против фашистов. Но встретиться им было не суждено... Отважная летчица погибла в авиакатастрофе недалеко от села Михайловка Саратовского района при перелёте на фронт в сложных метеоусловиях. После смерти Раскова была кремирована. Ее прах помещен в Кремлевской стене на Красной площади в Москве.

Алексей ВОЛОДИХИН

 
© Все права защищены. Использование материалов сайта возможно только
при наличии активной гиперссылки на источник.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях.
Редакция не предоставляет справочной информации.