Баннер
ГАЗЕТА
1
№ 381
27.06.2012 г.
ФОТО НЕДЕЛИ
fd_1.jpg
ПОГОДА ЗА ОКНОМ
Погода в Саратове
СЕГОДНЯ

Восход – 4.21 Заход – 20.31 Долгота дня – 16.09

День Черноморского флота

Именинники: Сергей, Василий, Максим, Никита, Яков.

Подробнее ...
ГОРОСКОП
ФОТОРЕПОРТАЖ
ВОПРОС ЮРИСТУ
Задай свой вопрос юристу газеты "Зеркало" и читай ответ в ближайших номерах издания!
АФИША
Репертуар: театры, цирк, Дом кино.
Подписка - 2012

Ночные ведьмы: как все начиналось… (Часть 1)
04.04.2012 11:23

zz_1На минувшей неделе исполнилось ровно 100 лет со дня рождения легендарной летчицы Марины Расковой, именем которой названа улица в Заводском районе Саратова. Эта невероятная женщина, находясь за штурвалом самолета, установила три мировых рекорда! За свои заслуги перед Отечеством она первой из представительниц прекрасного пола была удостоена звания Героя Советского Союза. Это при том, что ни в детстве, ни в юношеские годы она не думала об авиации и смеялась над братом, который строил самолеты из прутиков и бумаги. И все же летать стала она, а не брат. Ее женская эскадрилья с экзотическим названием, которую она сформировала в Энгельсе, прославилась на весь мир.

 

Марина Раскова родилась 28 марта 1912 года в Москве. Ее отец был музыкантом, преподавателем пения. У девочки оказались хорошие музыкальные способности, она занималась в детском отделении консерватории, ей пророчили будущность оперной певицы. Но все вышло иначе. Марина еще училась в школе, когда умер отец. Жить стало трудно.

 

Направление  указали приборы

Окончив семилетку, девушка, чтобы помочь семье, пошла работать на Бутырский химический завод. Потом поступила чертежницей в аэронавигационную лабораторию Военно-воздушной академии имени Жуковского.

Тут она попала в совершенно иной мир. В шкафах лаборатории хранились сложные приборы – манометры, аэротермометры, аэропланшеты, секстанты... Расковой эти названия ни о чем не говорили, и первое время ей стоило немалых трудов отличить один от другого. В ее обязанности входило приносить приборы на лекции и демонстрировать их слушателям. Но довольно скоро Марина разобралась в сложных аппаратах.


 

Бывая на лекциях, девчонка внимательно слушала преподавателей и неожиданно для себя заинтересовалась аэронавигацией. Она засела за книги, прочитала все, что было написано в ту пору о штурманском деле, и поняла, что штурману нужны разносторонние знания. Раскова стала изучать высшую математику, физику, радиотехнику, электротехнику, топографию, астрономию, метеорологию и массу других наук.

Заведующий лабораторией Александр Беляков, который имел квалификацию штурмана, обратил внимание на любознательную помощницу и начал помогать ей в учебе. Получив необходимые знания, Марина с блеском сдала экзамены и стала первой в нашей военной авиации женщиной-штурманом. А затем и преподавателем штурманского дела в родной академии. И это в 22 года!

 

Пропавшая «Родина»

zz_2Всегда опрятная, в синем берете и изящной форме, Раскова вела занятия для старших офицеров, обучая маститых сухопутных вояк основам летного дела и тактике воздушного боя. Она же вела и практику, совершая на тренировках в качестве штурмана тяжелого бомбардировщика до 50 заходов на цель. Это за один полет! У курсантов уже начинала кружиться голова, а Марине хоть бы что.

В 1937 и 1938 годах Раскова приняла участие в установлении трех мировых рекордов по дальности полета. А в конце 1938-го летная команда в составе командира судна Валентины Гризодубовой, второго пилота Полины Осипенко и штурмана Марины Расковой вознамерилась установить новое достижение – совершить беспосадочный перелет Москва–Дальний Восток на самолёте АНТ-37 «Родина».

Вылет из столицы состоялся 24 сентября. Вся страна с нетерпением ждала вестей от женского экипажа, но спустя девять часов полета связь с самолетом прервалась...

В то, что произошло несчастье, верить никто не хотел. В штаб перелета поступали сообщения из Новосибирска, Красноярска, Иркутска, Читы, Хабаровска. В разное время в разных местах люди видели самолет, летевший на восток, слышали шум моторов. Значит, «Родина» прошла большую часть своего маршрута. Но куда она делась потом? Полсотни военных и гражданских самолетов обследовали огромный район между Читой и Хабаровском. А на земле поиски вели тысячи людей – красноармейцы, местные жители, охотники. Истекали пятые сутки, но никаких сведений о женском экипаже не было.

В наркомат на совещание были приглашены летчики, не раз совершавшие дальние перелеты через неисследованные места земного шара. Долго спорили о том, где искать пропавших летчиц. И, наконец, решили, что самолет спустился где-то между небольшим поселком Кэрби и Комсомольском-на-Амуре. Это были малоизвестные места. Кругом на сотни километров простиралась тайга, пересеченная извилистыми речушками, множеством озер и болот.

Это очень беспокоило бывалых летчиков. Они хорошо знали, что искать пропавших надо быстро, до наступления морозов и снегопада. Да и продукты, которые тройка отважных взяла с собой в путь, должно быть, близились к концу.

 

«Прыгай. Это приказ!»

При дальнем полете невозможно рассчитывать на хорошую погоду по всей трассе. Экипаж самолета «Родина» был готов к борьбе со стихией, но погода оказалась хуже, чем ожидали. Лишь на протяжении 60 километров после старта летчицы видели землю, а потом началась сплошная облачность. Пришлось перейти на слепой полет.

Перед Уралом самолет начал покрываться льдом. Он сковывал крылья, оседал на пропеллерах. Машину стало потряхивать. А ночью началась сильная болтанка. Летчицы решили забраться выше, идти над облаками, чтобы сберечь силы. До утра шли на высоте 7500 метров. Экипаж сильно мерз. От холода из строя вышли радиостанции. Связь со штабом прервалась.

Наступил рассвет. Из-за сопок поднялось солнце, но вскоре его скрыли густые облака. Самолет находился недалеко от Маньчжурии. В слепом полете трудно точно соблюдать курс, самолет мог пересечь государственную границу, и летчицы решили отклониться к северо-востоку.

Топливо было на исходе. Самолет начал терять высоту. Командир экипажа Гризодубова написала Расковой записку: «Можешь ли ты прыгнуть?»

Дело в том, что рубка штурмана на самолете «Родина» была расположена в носовой части фюзеляжа. Хода из нее в пилотскую кабину нет. При посадке на неподготовленный аэродром машина могла встать на нос, и в этом случае стеклянная рубка была бы сплющена в лепешку. Расковой очень не хотелось расставаться с подругами, она медлила. И тогда Гризодубова написала вторую записку: «Прыгай, прыгай, не задерживай нас. Это приказ!»

Делать было нечего, приказ есть приказ. Марина сунула в карман куртки две плитки шоколада, коробочку мятных лепешек, проверила, при ней ли револьвер, компас, карманный нож, и открыла нижний люк кабины...

«Родина» снижалась над болотом. Видны были кочки, вода между ними. Сесть на колеса значит разбить машину. Решили приземляться на «брюхо», не выпуская шасси. Самолет скользнул по болоту и остановился. Кругом стояла мертвая тишина, а под ногами – зыбкая топь.

Оставшись вдвоем посреди тайги, Гризодубова и Осипенко стали ждать Раскову. Летчицы думали, что она опустилась где-то недалеко, и пристально всматривались в лес. В каждом дереве им чудился силуэт подруги. Они подавали сигналы, стреляя из револьвера и ракетницы. Но Марина не показывалась. В хвосте самолета находилась аварийная радиостанция, но сколько ни крутили ее рукоятку, она так и не заработала.

 

Незваные гости

В первую же ночь в самолет залезла рысь. Гризодубова услышала сильное царапанье и мяуканье, а затем увидела незваную гостью – она крутилась возле доски приборов. Летчица приготовилась стрелять, но, к счастью, делать этого не пришлось: дикое животное вскоре удалилось. Но вслед за ней пожаловал еще один гость. В темноте девушки не сразу разобрали, кто это, думали, человек. Гризодубова распахнула дверь кабины.

– Пожалуйста. Заходите! – сказала она и опешила: на нее в упор смотрел медведь. Командир экипажа выстрелила из ракетницы. Мишка испугался и убежал.

Шли дни. Продукты были на исходе, девушки голодали. Но через несколько суток они случайно обнаружили в самолете колбасу, грудинку и икру, положенные кем-то сверх нормы. Подарок был весьма кстати.

Несколько раз летчицы слышали шум моторов. Но поисковые самолеты шли на большой высоте и, несмотря на сигналы, не заметили «Родину». А далеко от самолета подруги отойти не могли – они ждали Марину. Но ее все не было...

Продолжение в следующем номере

 
© Все права защищены. Использование материалов сайта возможно только
при наличии активной гиперссылки на источник.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях.
Редакция не предоставляет справочной информации.