Баннер
ГАЗЕТА
1
№ 381
27.06.2012 г.
ФОТО НЕДЕЛИ
fd_1.jpg
ПОГОДА ЗА ОКНОМ
Погода в Саратове
СЕГОДНЯ

Восход – 4.21 Заход – 20.31 Долгота дня – 16.09

День Черноморского флота

Именинники: Сергей, Василий, Максим, Никита, Яков.

Подробнее ...
ГОРОСКОП
ФОТОРЕПОРТАЖ
ВОПРОС ЮРИСТУ
Задай свой вопрос юристу газеты "Зеркало" и читай ответ в ближайших номерах издания!
АФИША
Репертуар: театры, цирк, Дом кино.
Подписка - 2012

Соль земли саратовской
21.03.2012 11:31

gl_1Когда впервые русский человек начал использовать соль в пищу, доподлинно неизвестно, но есть сведения, что к началу XVII века ее вовсю использовали при заготовке рыбы и мяса. Соль тогда была очень дорогим товаром, и на ней наживались огромные состояния. Например, купцы Строгановы, которые занимались разработкой соли на Каме, настолько разбогатели на этом промысле, что смогли вооружить и снабдить войско Ермака для завоевания Сибири. А в XVIII веке главным поставщиком соли по всей России стала Саратовская губерния. Недаром же в центре Энгельса стоит памятник быку с солью на спине.

 

 

Соль в России в XVI веке добывали в основном на территории нынешнего Пермского края, рядом с городом Соликамск. Однако со временем стали осваивать и новые месторождения – озера Баскунчак и Алтан­-Нор (сейчас оно называется Эльтон) в Астраханском крае. И постепенно русские промышленники начали пользоваться разработками на юге.

Ценную приправу здесь добывали вплоть до 1630 года, но потом кочевавшие в астраханских степях калмыки взяли богатые залежи соли под свой контроль. В дальнейшем они несколько раз переходили из рук в руки, пока русское правительство не решило положить конец этой чехарде.

 

Запасов хватит  на всю Европу

gl_2В начале 40­-х годов XVIII века в Саратов прибыл Василий Татищев, автор первой Истории государства Российского и Лексикона исторического, политического и гражданского. Прислали его с довольно щекотливым, ответственным заданием: наладить отношения России с калмыцкими главарями племен. После успешных переговоров Татищева назначили астраханским губернатором.

В новой должности Василий Никитич первым делом решил исследовать соляные озера, в частности, самое большое из них — Алтан­-Нор. Для этих целей он пригласил в Астрахань английского морского капитана Элтона и предложил ему обследовать соляные запасы и определить способы и пути перевозки ценного продукта.

Капитан Элтон незамедлительно выехал на Алтан­-Нор и вскоре положил на стол Татищева результаты своих исследований: «Озеро имеет вид несколько продолговатый, окружностью около 40 верст (примерно 44 км). В течение лета при сильном испарении воды происходит осадка соли. Каждый слой осевшей на дно соли отделяется заметным слоем ила. При добыче соли предварительно снимают верхний слой, который непригоден к употреблению в пищу, и добывают нижние, более чистые и на вкус лучшие. На дне озера залегает такой толстый слой соли, что масса ее была достаточна для прокормления всей Европы».

Исследования капитана Элтона Татищев представил на усмотрение Сената. Одновременно с этим было получено неутешительное уведомление купцов Строгановых о том, что иссякающие запасы леса вокруг Соликамских озер не позволяют вываривать здесь соль в достаточном количестве. Сообщение Строгановых вынудило Сенат обратить особое внимание на доклад Татищева и Элтона. Сенат обратился с запросом в специальную медицинскую комиссию, которая, исследовав привезенные с Алтан­-Нора соль и тузлук, вынесла заключение, что они «для человеческого употребления не вредны».

  

Льготные условия для украинцев

gl_3В январе 1747 года Сенат издал указ, по которому подполковник Николай Чемодуров (Татищев с 1745 года находился в отставке) должен был отправиться на разработку соляного озера. Кстати, в этом указе озеро впервые названо Эльтонским.

Чемодуров сразу взялся за дело. В Саратове создали Соляную контору. Близ озера возвели земляной городок, в котором разместились 50 солдат и 2 офицера. Для перевозки соли по Волге построили суда. По всей России, Украине и Белоруссии разослали печатные приглашения на работу по добыче и перевозке соли.

Добычей соли на Эльтоне занимались ломщики, которых набрали из беглых крепостных, беспаспортных и неимущих крестьян Саратова, Вольска, Царицына и ближних сел и деревень Поволжья. Условия жизни и труда на разработках были настолько тяжелыми, что, кроме маргиналов, которым деваться было некуда, на эту работу никто не соглашался.

А вот для перевозки соли пригласили украинцев. Первые чумаки появились в Саратове в августе 1747 года и уже через месяц привели в город первый обоз соли. Малороссы неслучайно устремились на далекий промысел. На Украине перевозка соли на волах была широко развита, но труд чумаков был тяжелым, а платили за него очень мало. На Волге условия были попроще и заработок выше. Кроме того, российское правительство предоставило им существенные льготы: освободило от некоторых налогов, рекрутской повинности, бесплатно выделяло землю и выдавало ссуду на обзаведение хозяйством. А для волов-перевозчиков были обустроены пастбища вдоль соляного тракта шириной около 40 верст.

  

И появился Энгельс

gl_4Для хранения соли в Саратове были построены огромные деревянные амбары, которые назывались запасными магазинами. Располагались они на короткой улице, тянувшейся от Волги до улицы Московской. В честь этих амбаров улица получила и по сей день носит название Соляная.

На левом берегу Волги, напротив Саратова, тоже выстроили запасные магазины. Для защиты от набегов кочевников амбары были окружены глубокими рвами и земляным валом. В черте этого вала (нынешний центр Энгельса) отстроился поселок, названный первоначально «саратовский луговой земляной городок». Едва обустроив свои жилища, жители земляного городка построили деревянную церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы, от чего и родилось название слободы — Покровская. Вскоре появилась еще одна слобода — Узморье. Вдоль тракта, по которому возили соль, чумаки построили несколько хуторов: Квасниковку, Подгорное и другие. В итоге через 30 лет по Левобережью, на дорогах от Эльтона к Саратову и Камышину, и по Правобережью, на дорогах от Саратова и Камышина к Тамбову и Воронежу (это было второе направление перевозки соли), возникло свыше 100 украинских слобод и хуторов.

«Теперь за Волгой, – писал академик Лепехин, посетивший Саратовский край в конце 60-­х годов XVIII века, – всюду видны были беспрерывные обозы, и вся почти степь покрыта была пасущимися волами».

 

КСТАТИ

Как только начались поставки соли с Эльтона, саратовские купцы-рыбопромышленники начали осваивать новую для себя сферу деятельности, поскольку быстро смекнули, что это очень выгодный бизнес. А через некоторое время за поставки соли взялись и дворяне. Вообще-то подобный вид деятельности для них был унизительным, но умопомрачительные доходы купцов не давали им покоя. В итоге дворяне стали заниматься солевыми поставками через подставных лиц: своих дворовых, приказчиков, а иногда через тех же подрядчиков-­купцов.

 Алексей ВОЛОДИХИН

 
© Все права защищены. Использование материалов сайта возможно только
при наличии активной гиперссылки на источник.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях.
Редакция не предоставляет справочной информации.