Баннер
ГАЗЕТА
1
№ 381
27.06.2012 г.
ФОТО НЕДЕЛИ
fd_1.jpg
ПОГОДА ЗА ОКНОМ
Погода в Саратове
СЕГОДНЯ

Восход – 4.21 Заход – 20.31 Долгота дня – 16.09

День Черноморского флота

Именинники: Сергей, Василий, Максим, Никита, Яков.

Подробнее ...
ГОРОСКОП
ФОТОРЕПОРТАЖ
ВОПРОС ЮРИСТУ
Задай свой вопрос юристу газеты "Зеркало" и читай ответ в ближайших номерах издания!
АФИША
Репертуар: театры, цирк, Дом кино.
Подписка - 2012

Три золотых правила похвалы
08.02.2012 12:23

rd_1Почти все родители уверены в том, что похвала позволяет ребенку убедиться в родительской любви, обрести уверенность в своих силах и заряжает оптимизмом. Между тем похвала бывает «полезной» и «вредной». Так как же правильно поощрять ребенка, чтобы его не испортить?

 

Не разбрасывайтесь незаслуженной похвалой направо и налево, стремясь расположить ребенка к себе. Захваленные дети очень быстро превращаются в неуправляемых. Родители в недоумении пожимают плечами, называя это явление парадоксом. А происходит вот что: ребенок всегда чувствует неискренность в словах взрослых. Сомневается, а точно ли он такой «чудесный, милый, незаменимый», как говорят мама с папой, и пытается опровергнуть незаслуженную похвалу своим поведением, проявляя истинную натуру.

 

Хвалите поступок, а не ребенка

Как же сделать похвалу искренней, уместной, правильно понятой? Первое правило: похвала должна быть направлена на поступок ребенка, а не на его личность! Вот примеры вредных похвал: «Ты такая чудесная дочь!», «Ты настоящий мамин помощник!», «Ты такой добрый и отзывчивый, что бы мы без тебя делали?».

Ребенок может почувствовать тревогу – ведь он далеко не такой идеальный, как о нем говорят. И здесь есть два варианта. Скорее всего, чадо, не дожидаясь «разоблачения», само будет доказывать свою «не столь эталонную» натуру плохим поведением.

Но возможен и вариант, когда ребенок сам перестанет быть искренним – будет подстраиваться под похвалу и предпочитать исключительно те ситуации, где можно покрасоваться только самой выгодной своей стороной. А внимая бесконечным восклицаниям любвеобильных бабушек: «Какой замечательный! Исключительные способности! Ну и умница!», – малыш рискует вырасти самовлюбленным эгоцентриком.

Если вы хотите похвалить ребенка, допустим, за убранную комнату, не спешите восклицать: «Ты мой помощник, какой молодец!» Просто скажите, спокойно улыбнувшись: «Комната теперь чистая, так приятно сюда зайти». Поверьте, ребенок оценит и в следующий раз будет искренне рад сделать вам приятное. А если, например, хотите похвалить за красивый рисунок, не торопитесь с выводом: «Ты у меня настоящая художница!» Ребенок может засомневаться или расстроиться, если следующий рисунок выйдет не столь удачно. Лучше обратить внимание на саму работу, например: «Какой большой дом ты нарисовала, вокруг столько ярких цветов, и про животных не забыла!» Тем самым вы проявите живой интерес к творчеству малыша, но избежите «вредоносной» оценки личности.

Нужно уметь так построить свои комментарии, чтобы ребенок сам сделал заключение о своих способностях. Например, если сын помог вам передвинуть тяжелый шкаф, можно вместо слов «какой ты сильный!» сказать, каким тяжелым был шкаф, как непросто было его сдвинуть, но вместе вы справились. Ребенок сам сделает выводы – «значит, я сильный, я нужен!». Или, оценив способности чада в стихосложении, вместо слов «ты будешь прекрасным поэтом» лучше скажите: «Твое стихотворение меня очень тронуло».

 

Не хвалите за должное

Второе правило: не хвалите ребенка за естественные вещи. Если он сделал что-то полезное, например, сам оделся, покормил собаку, нарвал букет полевых цветов, ничто не обидит его больше, чем выражение удивления нормальным поведением. Восклицания типа «Ах, какая ты умница!» или «Смотри, что Петенька смастерил, да еще сам!» подразумевают, что эти черты в ребенке неожиданны, несвойственны ему и необычны. Ваш отпрыск должен осознавать, что он сам способен на многое по своей природе, не прилагая к этому особых усилий. Так стоит ли сбивать его с толку своей неуместной похвалой?

 

Не поощряйте деньгами

Третье золотое правило: не выражайте свое одобрение в финансовом эквиваленте. Другими словами, не следует поощрять помощь по хозяйству или творческую деятельность малыша деньгами. Человек успешно занимается тем, что выбирает искренне, по внутренним мотивам. Если же ребенок знает, что вслед за действием последует оплата, то в корне поменяется характер поведения – из «творческого порыва» превратится в «зарабатывание денег».

 

P.S.

Зная все это, не забывайте о том, что для ребенка по-настоящему важно. Ведь кроме словесного поощрения существует добрый взгляд, нежное прикосновение, объятия, игры, общение – словом, все то, на чем строится настоящий язык любви и доверия.

Ольга КРЫЛОВА

 
© Все права защищены. Использование материалов сайта возможно только
при наличии активной гиперссылки на источник.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях.
Редакция не предоставляет справочной информации.