Баннер
ГАЗЕТА
1
№ 381
27.06.2012 г.
ФОТО НЕДЕЛИ
fd_1.jpg
ПОГОДА ЗА ОКНОМ
Погода в Саратове
СЕГОДНЯ

Восход – 4.21 Заход – 20.31 Долгота дня – 16.09

День Черноморского флота

Именинники: Сергей, Василий, Максим, Никита, Яков.

Подробнее ...
ГОРОСКОП
ФОТОРЕПОРТАЖ
ВОПРОС ЮРИСТУ
Задай свой вопрос юристу газеты "Зеркало" и читай ответ в ближайших номерах издания!
АФИША
Репертуар: театры, цирк, Дом кино.
Подписка - 2012

Учительница первая моя сидела… у подножия царя
12.10.2011 12:10

gl_1Одной из визитных карточек Саратова считается памятник Чернышевскому возле парка Липки. Изваяние писателя-­демократа появилось здесь в 1918 году. А прежде на месте Николая Гавриловича стоял памятник царю­-освободителю Александру II. Его открытие состоялось ровно 100 лет назад. Понятно, что после революции он оказался неугоден власти Cоветов, его снесли и уничтожили, однако не полностью. Две части от монумента сохранились и по сей день. Правда, теперь их подают саратовцам уже под другим соусом.

 

Идея увековечить в Саратове память Александра II родилась в недрах городской думы в годовщину дарования городам России самоуправления (это была одна из великих реформ царя-­освободителя). 4 января 1896 года на чрезвычайном собрании депутаты постановили соорудить памятник императору на одной из лучших площадей Саратова. Строить его предполагалось на деньги города и пожертвования жителей губернии.

 

Верх с низом не сошлись

Просьбу поставить в Саратове памятник депутаты отправили «на высочайшее благоусмотрение». Однако решения Николая II, который в то время был правителем России, городская дума дожидаться не стала и уже в 1897 году отчислила в бюджет строительства первые 2000 рублей. А спустя два года народные избранники объявили сбор денег по всей губернии.

Параллельно с этим дума открыла конкурс на проект памятника и установила премии: первая – в размере 1500 рублей, вторая – 500. Условия конкурса были опубликованы в местных и некоторых столичных газетах и разосланы по учреждениям специального профиля. Основная идея проекта состояла в том, чтобы как можно нагляднее показать великие реформы Александра II. 

В течение года на конкурс поступило 11 работ. Для выбора лучшего проекта дума создала комиссию, в которую кроме саратовцев вошли эксперты из Москвы: академик Альберт Бенуа из Академии художеств и профессор Константин Быковский из Московского художественного общества.

На первом заседании жюри отобрало из 11 проектов всего пять. Остальные были признаны неудовлетвортельными. В результате последующих заседаний выбрали всего два варианта, оба – саратовских авторов. Однако московские эксперты и тот, и другой проект раскритиковали в пух и прах как с художественной, так и с технической точки зрения.

В итоге Саратовская дума купила еще два проекта – «Правду» московского скульптора Сергея Волнухина и «Зарю» работы его земляка Матвея Чижова. Однако и из этих вариантов ни один не подходил полностью. В первом депутатам нравился пьедестал, а во втором – фигура царя. После долгих дебатов решили спросить у Волнухина, нельзя ли два проекта скомпоновать. Тот ответил, что это будет, мягко говоря, неэстетично, и предложил саратовским депутатам компромисс: принципиально новый вариант с учетом всех замечаний. Народные избранники согласились.

Через некоторое время скульптор представил им три идеи на выбор: Александр II в порфире, в шинели и в сюртуке. В думе решили, что город должен украсить император в сюртуке. Вокруг него автор «усадил» четыре скульптуры поменьше: это крестьянин, осеняющий себя крестным знамением (символ освобождения крестьян от крепостного права), учительница с девочкой, склонившейся над книгой (реформа народного образования), Фемида с повязкой на глазах (гласный суд) и коленопреклоненная болгарка, указывающая стоящей рядом с ней девочке на освободителя от турецкого ига (освобождение славян). На пьедестале статуи была надпись: «Царю-освободителю – Саратов».

8 марта 1905 года окончательный проект был одобрен Николаем II, и строительство началось.

 

Гонорар размером в зарплату за 1000 лет

Пьедестал из красного гранита был заказан в Финляндии в городе Гельсингфорсе (ныне Хельсинки). Саратову он обошелся в 31700 рублей. Отливка бронзовых фигур, самой сложной части монументальной композиции, была поручена московской фирме «Виллер и Гладенбэк». А вот металлическую цепную ограду делали рабочие нашего Александровского ремесленного училища (ныне колледж Гагарина). Скульптору за проект Саратовская дума заплатила 26 тысяч рублей. Для сравнения: зарплата крестьян-батраков в 1910 году составляла 20–25 рублей… в год! То есть любому пахарю пришлось бы работать за такие деньги тысячу лет.

Торжественное открытие памятника состоялось 19 февраля 1911 года. Покрывало с него сдернул голова Саратова Владимир Коробков. После этого владыка Гермоген окропил изваяние святой водой и оркестр исполнил государственный гимн. «Затем прибывшие депутации возложили венки (всего 44), – говорится в книге краеведа Юрия Сафронова «Времен связующая нить…». – В завершение торжества мимо памятника церемониальным маршем прошли войска. Потом вход на площадь был открыт для всех саратовцев».

Однако простоял монумент, открытый с такой помпезностью, совсем немного – всего семь лет.

 

gl_3  У каждого своя «Правда»

Памятник Александру II сняли с пьедестала 22 сентября 1918 года. Самого императора и три фигуры из его окружения отправили на переплавку – мировой революции требовался стратегический металл. Однако одну скульптуру большевики отчего­-то пожалели – учительницу с девочкой плавить не стали, их поставили во дворе 3-­й городской больницы. А в 1996 году тогдашний губернатор Саратовской области Дмитрий Аяцков решил переместить ее в сквер на углу улиц Соляной и Московской. Старую скульптуру переименовали в памятник первой учительнице. 

 

 

 

gl_2Еще одну часть монумента Александра II, постамент, переместили к железнодорожному вокзалу и водрузили на нее изваяние Дзержинского. Кстати, на полированном граните до сих пор видны следы сбитых украшений и надписей. Ирония судьбы в том, что «железный Феликс» держит в руке газету «Правда», а именно так назывался первоначальный проект царя­-освободителя скульптора Волнухина.

 

 

 

 

 

 

МЕЖДУ ТЕМ

gl_4Сталин потребовал сделать Чернышевскому обрезание

Прежде чем стать теперешним символом Саратова, Чернышевский, сменивший «на посту» Александра II, трижды менял свой облик.

Первый вариант был установлен у входа в Липки в 1918 году. Это был бюст, отлитый из бетона по проекту скульптора Павла Дундука. Изваяние писателя-­демократа выкрасили черной краской, чтобы придать ему торжественный вид и предотвратить от разрушения дождями. Однако оно все равно оказалось недолговечным.

В 1935 году власти Саратова объявили конкурс на новый памятник Николаю Гавриловичу. На этот раз победил проект Александра Кибальникова, который (в глине) одобрил лично Иосиф Сталин. Правда, с оговоркой: вождь потребовал, чтобы скульптор обрезал Чернышевскому волосы. Кудри отпилили ножовкой, и главу государства это вполне устроило.

Работа Кибальникова над проектом длилась довольно долго. Свое место на пьедестале Николай Гаврилович занял лишь в 1953 году. Волосы, кстати, ему вернули. Кибальников, несмотря на запрет, перед отливкой лично приделал локоны писателя обратно.

 Влад АЛЕКСЕЕВ

 
© Все права защищены. Использование материалов сайта возможно только
при наличии активной гиперссылки на источник.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях.
Редакция не предоставляет справочной информации.